9:53 / 16 Дек. 2014 / 3 7818
Прошло сто дней со времени трагических событий, произошедших в Иловайске и его окрестностях, вошедших в историю как «Иловайский котел». Кто только не «пиарился» на этих событиях. Политики мерялись в патриотизме, военные – «мудростью» принятых решений, добровольческие батальоны – степенью своей важности и количеством понесенных потерь, ополчение ДНР – героизмом в «отстаивании города». И только местное население в недоумение думало, за что на них свалилась эта беда, где же они так согрешили.
Собирая по осколкам рассказы местных жителей, давайте попробуем описать те события. Не будем спешить принимать чью-то сторону, и постараемся дать картину изнутри.
Иловайск – это маленький провинциальный город, население которого в основной массе — железнодорожники. Назвать этот город депрессивным нельзя, скорее это очень пассивный и неизвестный никому город. Местное население не поддерживало ни одну из противоборствующих сторон. До самого последнего момента город стоял в стороне от все происходящих на востоке Украины событий. Многие думали, что «пронесло».
История развивалась стремительно. Из рассказа иловайчанина Сергея (все имена, в целях безопасности, изменены): «Сначала в городе вообще никого не было, стоял блок пост «Оплота» на Харцызске, и все. Поначалу это напрягало, но потом все привыкли. А потом в начале июля вообще начался цирк. Приехал один автобус с ополченцами, около 30 человек и два Камаза. Поехали в расположение пограничного пункта, там же расположены таможня и железнодорожный парк. Но они ошиблись зданием и разгромили энергоучасток железной дороги. Потом-таки добрались до своей цели, попали на пересменку, искали скорее всего пограничников с оружием, но их уже там пару дней как не было».
Рассказывает Артем (работник железнодорожного вокзала): «Единственной монументальной достопримечательностью Иловайска всегда был обложений мрамором вокзал, в помещении которого находился пограничный пункт пропуска. Это было даже весело наблюдать, как разогретая толпа пришла к погранцам с требованием перейти на их сторону или отдать оружие. И самое главное, что ребята все местные, как с одной, так и, с другой стороны. Но погранцы не сдрейфили, закрылись, и толпа безрезультатно разошлась. Страшновато стало на следующий день, когда все пограничники по приказу забаррикадировали помещения, а главный вход просто заварили, и вместе с оружием и техникой были переведены на другое место службы! Уж этого я точно не ожидал! Легкая паника заставила заправить полный бак бензина на машине и баллон природного газа для родителей».
«Поездки в Макеевку или Донецк через блок-посты с проверкой документов были уже обыденностью. – рассказывает частный предприниматель Ирина. – В середине августа, мы с мужем как обычно поехали за товаром. Каково же было наше удивление, когда на посту ДНРовцы не разрешили нам заехать обратно в город, мотивируя это началом боевых действий. Не удалась попытка заехать и другими проселочными дорогами. Не поверив ополченцам, решила позвонить соседке, и к своему удивлению узнала, что в городе все спокойно и никакой войны она не слышит. Это было 15 августа. После тщетных попыток вернуться домой, приняли решение остаться у знакомых в Макеевке. Две недели мы скитались по родственникам и знакомым, ожидая разрешения ситуации у нас дома. Мы не знали кому верить, кто прав, а кто виноват. Мы просто хотели домой. Пугающие картинки из телевизора навеивали самые грустные мысли и опасения. Мобильной связи с родственниками, оставшимися в городе, не было. Переживания зашкаливали. Муж, через знакомых, решивших испытать судьбу с оружием в руках, узнал, что в Иловайске дислоцировались лучшие части ополченцев, прибывших из Славянска, и на них возлагались большие надежды. Когда стало понятно, за кем в итоге остался город, мы решили вернуться. Заехать в город можно было только со стороны п. Зугрэс. Увиденное нас ужаснуло.
Нет, это не была картинка разрушенного Сталинграда. Домов, разрушенных до основания, были единицы. Главные разрушения приносил огонь и пожары, которые попросту некому было тушить. Дороги изуродованы гусеницами техники, и усеяны миллионами гильз. На зданиях шрамы от взрывов гранат. Целых окон нет. Многие дома использовались воюющими сторонами как укрытия. Поэтому не редкостью было увидеть у себя во дворе самодельную лежанку, выбитые двери, остатки еды в доме, окурки сигарет в цветах. В городе нас остановил вооруженный патруль и, проверив прописку, в принудительном порядке заставил убирать улицу. Такая практика применялась ко всем жителям, возвращавшимся в город. Управившись к вечеру со своей частью оброка, мы наконец-то вернулись домой, и благодарили Бога, что остались живы».
Во время активных боевых действий, развернувшихся в частном секторе города, происходили одни из самых драматических событий того времени. Рассказал о них пятидесятилетний житель Иловайска Иван Петрович, которому посчастливилось выжить в это время. – «Жена еще месяц назад уехала к дочери в Черкассы. Остался я один за хозяйством присматривать, и тёща на мне осталась. Старухе уже за семьдесят было. Как обстрел начинался, я с ней в подвале прятался. Тяжело ей было. Сердце не выдержало, умерла. На кладбище никого не пускали, там минометы ополчения стояли. Хоронить пришлось прям во дворе. Да так везде было. Погибшие еще могли несколько дней пролежать на земле, а уж потом их хоронили в общих могилах. Никто вообще не заморачивался. Иногда родственникам, узнавшим о смерти близких, удавалось выйти на связь с местными иловайскими ополченцами, и просто попросить захоронить тело не в общей могиле, а отдельно и сказать место! Когда дело дошло до уличных боев, единственным безопасным путем перемещения были огороды и частные дома. К этому времени на нашей улице уже почти никого не было. Найденный мобильный телефон был расстрельной статьей, как у ополченцев, так и у батальонов. Но чаще их просто изымали и разбивали. Я свой спрятал на крыше, и на связь выходил только ночью, тоже с крыши. А при обыске отдал старый, это и спасло. Уже под конец, когда украинцы начали отступать, заскочили во двор двое ребята, измотанные. Спросили, как отсюда быстрее к школе выйти, они там разместились. Дорогу я указал. А через минут пять как дали обстрел той школы. Я в подвал. Остались ли они живы, я тогда даже не думал».
Сегодня Иловайск находится под полным контролем военизированных подразделений ДНР. В здании бывшей транспортной прокуратуры разместилась военная комендатура, а напротив, в здании исполкома – «местная гражданская власть». Вооруженных людей в городе видно все реже, основные силы, действовавшие в Иловайске (подразделения «Гиви» и «Мотороллы»), переброшены в Донецкий аэропорт. Сейчас уже многие вернулись. Люди спокойно выходят на улицу, но только до наступления темноты – комендантское время. Первым заработал рынок. Это было единственное место, где люди могли обменяться новостями, что-то узнать о знакомых, купить некоторые продукты. Первые несколько недель были самыми сложными. Свет, вода, канализация, газоснабжение отсутствовали, особенно остро проблема стояла в частном секторе. В первую очередь было восстановлено электроснабжение железной дороги, очистных сооружений, водонапорной станции. Постепенно электричество восстановили во всем городе, главной проблемой оказалась острая нехватка кабелей, перебитых осколками во время обстрелов. Напомнили о своем существовании и современные блага цивилизации – появилась мобильная связь и интернет. Заработали две школы, зарплата учителям только обещается. Активно двигалось восстановление и самого вокзала, но оно остановилось на установке новых больших стекол. Целые куски шифера были в дефиците. Строительные материалы и продукты питания, из гуманитарной помощи, в город завозились, но были как «суслики», ты их не видишь, но они есть. Говорят, что в городе сменили уже третьего военного коменданта, но это никому неинтересно, ведь и его предшественников никто не заметил. По странному стечению обстоятельств железная дорога, и, в частности, само железнодорожное полотно, практически не пострадало. Сильно не повезло вагоноремонтному депо, сильно (но не критично) пострадало локомотивное депо. Также остаётся интересным тот факт, что ликвидное локомотивное хозяйство было выведено из Иловайска задолго до наступления боевых действий. Сейчас железнодорожный комплекс в Иловайске действует. Сотрудники ходят на работу, получают заработную плату, даже детские подарки на Новый год от профсоюза выделили. Ничего особого они из себя не представляют, это стандартный новогодний набор конфет от АВК. И скорее всего деньги на это мероприятие были выделены задолго до августовских событий, это не является чей-то персональной заслугой — так работает система. Но, уверен, этим еще кто-нибудь воспользуется.
Не так часто, как в былые годы, но в парке все же появляются вагоны с углем или рудой из карьера. Особенно бурно деятельность разворачивается ночью. Хорошо слышны зенитки и стрелковое оружие, работающие по кружащим в небе беспилотникам. Активно разгружаются вагоны из составов, прибывших со стороны границы, и дружной колонной, в сопровождении военной техники, уезжает в сторону Донецка. Но как уже говорилось ранее – это пассивный город. Жителям нет дела до этих событий. Изменилась лишь известность этого города, его имя стало нарицательным.
Блог является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Сайт «Восстановление Донбасса» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
30 Дек. 2020 0
31 Дек. 2017 0
19 Авг. 2015 0
14 Янв. 2015 2
14 Янв. 2015 0
5 грн/мес, 4к, дом, Красноград, 0505924658 Алексей
10:32 / 13 Июл. 2020 / 2398
1000 грн/мес, 2к, дом, Запорожская область, +380(50)143-32-55 Элла
9:29 / 13 Июл. 2020 / 1861
500 грн/мес, 3к, дом, Житомирская область, +380(66)300-60-28 Александр
23:27 / 12 Июл. 2020 / 1921
5к, дом, 0662305436 Спрашивать Нику
0:00 / 21 Дек. 2019 / 2378
2к, дом, Васильков, 380639555878 Елена
18:30 / 10 Дек. 2019 / 2420
1 грн./мес., 1
12:17 / 07 Авг. 2019 / 2521
17000 грн./мес., High Five
10:10 / 08 Июл. 2019 / 2350
11000 грн./мес., ПрАТ КЭЗ Транссигнал
9:11 / 07 Июл. 2019 / 2998
10000 грн./мес., частное
15:44 / 03 Июн. 2019 / 2416
10000 грн./мес., частное
9:34 / 17 Май. 2019 / 2363
1к, Борисполь, 0639555878 Елена
18:31 / 10 Дек. 2019 / 2250
2к, Белая Церковь, 0952607770 Елена
9:56 / 30 Окт. 2019 / 2083
100 грн/мес, 4к, Сумы, 380681921844 Таня Костя
12:52 / 22 Окт. 2019 / 2156
Винница, 0663830725 Светлана
18:42 / 01 Окт. 2019 / 2095
1к, Киев, 0665135050 Катя
18:42 / 01 Окт. 2019 / 2574
8000 грн./мес., Лаврецкий Евгений Викторович
18:38 / 02 Май. 2019 / 2633
1 грн./мес., ...
9:55 / 06 Мар. 2019 / 2509
1 грн./мес., ...
9:51 / 05 Мар. 2019 / 2331
1 грн./мес., Бредихин Игорь Иванович
10:45 / 04 Мар. 2019 / 2684
1 грн./мес., Бредихин Игорь Иванович
10:29 / 23 Окт. 2018 / 3200
Войти с помощью:
Это очень страшно- жить и думать живые ли родственники, друзья, знакомые…Скорее бы это все закончилось.
Безумная война, когда же она закончится?Очень больно смотреть на разрушенные города и поселки,на безлюдные улицы!Ведь еще недавно там был мир и покой.
Мне уже начинает казаться, что эта война не закончится никогда. Перемирия ни к чему хорошему не приводят, только для восстановления сил, и всё начинается заново!Боже,спаси нас от этого ада!