16:14 / 27 Апр. 2015 / 7 6545
Ежедневный риск, 24 миллиона гривен убытков от артобстрелов и неприятные воспоминания — таковы будни донецких газовиков с июля 2014 года. Тем не менее, город в целом с газом.
Несмотря на все страшнейшие обстрелы, которым подвергался Донецк за этот год, коммунальные службы продолжали работать, так что большинство горожан не сильно ощущали на себе их проблемы. Чтобы это было возможным, ежедневную работу вели безымянные коммунальные герои, среди которых — и донецкие газовики.
Заложниками войны стали не только люди, но и газ — еще в 2014 году сознание людей будоражили постоянные обещания премьер-министра Украины Арсения Яценюка перекрыть поставки газа на территорию ДНР. 18 февраля правительство ДНР заявило о прекращении поставок газа с территории Украины. В ответ Россия объявила о начале «гуманитарных» поставок топлива на территорию Донбасса.
Уже в марте встал вопрос об оплате топлива, которую «Газпром» потребовал от «Нафтогаза Украины». Тогда же Указом Главы ДНР Александра Захарченко управление газовой отраслью на территории Донецкой Народной Республики возложил на многопрофильное предприятие по управлению газоснабжением в ДНР Государственный концерн «Донбассгаз». Также предприятие не исключало перехода на прямые поставки и оплату голубого топлива из дружественной России.
Такая ситуация в сфере газоснабжения Донецкой области подтолкнула меня к необходимости увидеть работу газовиков самой, так сказать, в «режиме реального времени» и напрямую.
Без труда оказалось найти телефон пресс-службы предприятия. Несколько раз я пыталась дозвониться к ним, но абонент был занят, с кем-то разговаривал или был на вызовах.
Договориться о встрече оказалось непросто и виной тому, как ни странно, насыщенное информационное поле. Ситуацией в газовой отрасли Донецка интересовались иностранные журналисты, но никогда не было украинских, все новости на эту тематику представляют собой в лучшем случае нелепицу, которая только раздражает профессионалов. Журналисты в Украине используют в основном вторичную информацию или вырванные цитаты «их героев». Я же считаю, что профессионал должен сам увидеть и почувствовать всю ситуацию в «горячем» Донбассе, а потом уже выдавать материал, описывающий данную проблему.
Несмотря на то, что информационный день в «Донбассгазе» по пятницам, специалист пресс-службы предприятия Сергей Смоляк мне предложил в понедельник проехать вместе с ними и съемочной группой «Первого канала» на несколько прифронтовых улиц Киевского района, примыкающих к ул. Стратонавтов. Для тех, кто давно не был в Донецке: улица Стратонавтов — это коммунальный рубеж, дальше никакие ремонтно-восстановительные работы не ведутся, так как там уже небезопасно и нет гарантии, что там не будет боевых действий. Также по этой улице есть участки газопроводов, которые на 90 % полностью разрушены и не подлежат восстановлению, там сейчас практически нет жителей.
В момент звонка я как раз была в маршрутке, так что много времени, чтобы добраться, не потребовалось.
Возле здания предприятия меня встретил Сергей вместе с главным инженером Донецкого управления Александром Шевчуком. Тут служебные машины периодически выезжали из ворот, на первом этаже работает касса, в которую стояли желающие заплатить за газ. На 4 этаже — обычный рабочий день предприятия — люди с папками, бумагами, телефонами. Более того – проводят работу с населением и школьниками по профилактике отравлений угарным газом.
Погрузившись в служебные автомобили с надписью «Аварийная служба ГК Донбассгаз» поехали по адресам – пр. Кремлевский, ул. Стратонавтов и примыкающие к ней улицы.
По дороге узнаю, что более 150 км поврежденных участков газопроводов было зафиксировано в городе за весь период ведения боевых действий. В основном ремонтно-восстановительные работы, связанные с ликвидацией последствий обстрелов, ведутся в Куйбышевском, Киевском и Петровском районах г. Донецка. Сегодняшние адреса также принадлежат проблемному Киевскому району, более того, считаются прифронтовыми, так как находятся в непосредственной близости к Донецкому аэропорту.
Собственно, эту близость ощущаешь на себе сразу.
Первый адрес на пр. Кремлевский: назвать дом жилым очень тяжело, даже табличка с номером не сохранилась. В доме нет ни окон, ни дверей, но как сказали газовики, тут живет еще одна семья. Весь фасад просто как решето. Большая часть оконных проемов даже ничем не заделана. Где-то они закрыты пленкой, которая порвалась от сильно ветра, где-то одеяла прибиты, где куски картона и МДФ. Рядом школа, которая также полностью разбита. Картина печальная… но тут во дворе чисто. Здесь каждый день двор убирает дворник преклонных лет для той семьи, что тут живет. Но, как оказалось, это еще сравнительно «благополучный» район. Туда до сих пор прилетают снаряды.
На следующем адресе по улице Стратонавтов нас сопровождает один из ополченцев с позывным «Кот» и я понимаю, что это необходимо. Во-первых, таким образом проще пересечь блокпосты, находящиеся внутри города, во-вторых, знания бывалого солдата пригодились позже.
По ул. Стратонавтов вся дорога просто покрыта слоем осколков от мин, везде лежат крупнокалиберные гильзы, в домах до сих пор находят неразорвавшиеся снаряды. Так что машины парковать приходилось прямо посреди проезжей части, чтобы не порезать шины, но «Кот» сделал замечание воителям, что если будут ехать БТР И БМП, то он может просто снасти машину, не разбираясь, а виноваты они будут сами. Парковать надо ближе к бордюру. А то, что там просто море осколков, которые моментально режут колеса — это его не волновало. Но при этом его знания местности и опасных мест помогали нам останавливаться в более безопасных местах.
Здесь картину разрушений передать словами невозможно, здесь нет ни одного целого дома, даже то, что осталось здесь от домов, домами назвать тяжело. В основном здесь торчат одни трубы печей. Это просто пейзажи послевоенной Хатыни, на фоне обломков стен они напоминали 1945 год. Тут нельзя найти ничего целого, даже куска стекла или пары метров целого газопровода. Тут же рядом была и так называемая обзорная площадка (это часть забора, разрушенного от попадания снаряда), с которой были видны руины Донецкого аэропорта и гипермаркета МЕТРО. Но, как сказал Сергей, снимать те места и стоять прямо напротив «дыры в заборе» очень опасно, так как не исключено, что там работают снайперы. И они не будут разбираться кто я и зачем тут. Побывав на ул. Стратонавтов понимаешь, почему это самая опасная зона в Донецке. В народе ее называют «зона разграничения». Пока мы тут были, мимо нас проехали только несколько коммунальных машин и несколько жителей.
Но все обошлось, и назад мы возвращаемся без приключений. Увидев какое впечатление на меня произвело увиденное, один из работников «Донбассгаза» «успокаивает»: «На улице Новоселковской поселка Красный пахарь в один дом Град попадал 4 раза! Представляете? В лотерею легче выиграть. Хорошо семья вовремя перебрались к родственникам, на соседнюю улицу».
К разговору присоединяется водитель Роман, просто рассказывающий о страшных вещах:
«Где мы только не были…Работали на открытых площадках, для нас создавались временные укрытия на случай внезапных артобстрелов. Чаще всего таким укрытием являлся наспех вырытый ковшом экскаватора приямок, чтобы мы могли прятаться во время проведения ремонтных работ. Приезжаешь на вызов, по дороге тихо, а как только начинают слесаря латать газопровод, то тут канонада взрывов. И мы кто куда… прячемся… ждем пока стихнет… я даже отче наш выучил…наступает временная тишина и ребята опять за работу. По ул. Стратонавтов нет ни одного целого дома, там все разрушено. Мы туда приезжаем постоянно, ведь там живут люди! У них сейчас нет ни света и воды, они только на нас надеяться. По дорогам в прифронтовой зоне ездить опасно — очень много осколков. Сколько я там шин проткнул и порвал, я уже сбился со счету, но наверное, больше чем за прошлые 5 лет вместе. Работать было страшно летом и зимой. Летом очень сильно стреляли, а зимой под снегом не видно осколков и мин — ехать опасно. Но мы все равно работали и будем работать».
Сергей Смоляк: «В середине лета, когда я еще не обстрелянный был, вернулся из отпуска и о боевых действиях слышал из СМИ, город только начал принимать на себя единичные артудары. Тогда цитаделью стал Донецкий аэропорт. Главный инженер, наконец-то взял меня на выезд. До этого ссылался на небезопасную обстановку. Вроде бы договорились с принимающими подобного рода решения людьми, что ремонтную бригаду пропустят к месту аварийного газопровода, и на этот период времени не планируются боевые действия. Бригада бала подготовлена к ремонтно-восстановительным работам на надземном газопроводе высокого давления, снабжающего северную часть города газом и который проходит аккурат мимо аэропорта, в конце взлетно-посадочной полосы, рядом с селом Веселое. В течении часа удалось моим бесстрашным коллегам выполнить часть работ и тут: бах! Бабах! В общем выехали как-то, вместе со спешно убегающими дачниками. Газ по этой ветке до сих пор не поступает, да и сейчас уже нет сомнения, что это был бы Сизифов труд. Теперь уже все знают, что и спустя 9 месяцев этот участок остается на линии огня. Страшно представить, что от него осталось.
Уже во время прощания на улице слышу из уст главного инженера предприятия цифру 24 миллиона гривен – именно в такую сумму примерно оценивают ущерб газовому хозяйству Донецка на ГК «Донбассгаз».
Несмотря на военные перипетии тарифы для бытовых потребителей остались на прежнем уровне и несколько повысились для предприятий и организаций.
Газовики Донецка ежедневно проводят работы по восстановлению поврежденных газопроводов. Ремонтно-восстановительные бригады Донецкого управления по газоснабжению и газификации ГК «Донбассгаз» восстанавливают газовые сети в прифронтовых районах и проводят мероприятия, предшествующие пуску газа.
Ежедневно более 100 человек и 20 единиц спецтехники задействованы в ремонтно-восстановительных работах, на поврежденных распределительных газопроводах, которые проводит Донецкое управление по газоснабжению и газификации Государственного Концерна «Донбассгаз».
После продолжительного периода ремонтных работ, эксплуатационные службы Донецкого управления ГК «Донбассгаз» принимают заявки на подключение к газоснабжению от жителей частного сектора поселков Застанционный, 15 участок, Октябрьский. 11 апреля было подключено 800 домов частного сектора выше указанных поселков.
Владельцам частных домовладений, расположенных по ул. Рабфаковская, Шахтерской Славы, 50 лет Украины, Лузина, Башкирская, Пятницкого, Ивана Ковалько, Градостроителей, пр-там Манежный, Колхозный и др., желающие возобновить газоснабжение, смогли оставить заявки в районной эксплуатационной службе или обратиться в Контакт-центр «Донбассгаз».По данным предприятия, потупило более 2000 обращений.
Уже сегодня возобновлена работа распределительных газопроводов, технологического оборудования, проведены соответствующие испытания. К газоснабжению поэтапно подключаются дома частного сектора, расположенные южнее ул. Стратонавтов.
Блог является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Сайт «Восстановление Донбасса» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
30 Дек. 2020 0
18 Мар. 2015 3
23 Фев. 2015 9
5 грн/мес, 4к, дом, Красноград, 0505924658 Алексей
10:32 / 13 Июл. 2020 / 2593
1000 грн/мес, 2к, дом, Запорожская область, +380(50)143-32-55 Элла
9:29 / 13 Июл. 2020 / 2002
500 грн/мес, 3к, дом, Житомирская область, +380(66)300-60-28 Александр
23:27 / 12 Июл. 2020 / 2016
5к, дом, 0662305436 Спрашивать Нику
0:00 / 21 Дек. 2019 / 2507
2к, дом, Васильков, 380639555878 Елена
18:30 / 10 Дек. 2019 / 2551
1 грн./мес., 1
12:17 / 07 Авг. 2019 / 2612
17000 грн./мес., High Five
10:10 / 08 Июл. 2019 / 2441
11000 грн./мес., ПрАТ КЭЗ Транссигнал
9:11 / 07 Июл. 2019 / 3098
10000 грн./мес., частное
15:44 / 03 Июн. 2019 / 2527
10000 грн./мес., частное
9:34 / 17 Май. 2019 / 2467
1к, Борисполь, 0639555878 Елена
18:31 / 10 Дек. 2019 / 2338
2к, Белая Церковь, 0952607770 Елена
9:56 / 30 Окт. 2019 / 2176
100 грн/мес, 4к, Сумы, 380681921844 Таня Костя
12:52 / 22 Окт. 2019 / 2318
Винница, 0663830725 Светлана
18:42 / 01 Окт. 2019 / 2186
1к, Киев, 0665135050 Катя
18:42 / 01 Окт. 2019 / 2697
8000 грн./мес., Лаврецкий Евгений Викторович
18:38 / 02 Май. 2019 / 2739
1 грн./мес., ...
9:55 / 06 Мар. 2019 / 2592
1 грн./мес., ...
9:51 / 05 Мар. 2019 / 2446
1 грн./мес., Бредихин Игорь Иванович
10:45 / 04 Мар. 2019 / 2768
1 грн./мес., Бредихин Игорь Иванович
10:29 / 23 Окт. 2018 / 3349
Войти с помощью:
Болезненно на это все смотреть. Это же столько усилий и здоровья тратится на восстановления. И зачем вся эта война была. А работникам крепкого здоровья и терпения.
То як подивитися на це. З одного боку так Тарасе, але жити треба далі, треба готувати їжу,обігріватися.
Звісно працівникам не позаздриш, постійно працювати під кулями, але хто як не вони в цьому розберуться. Будемо молитися, щоб швидше це все закінчилося.
они украина и остаются украина или еще будем отдавать свою територия непонятно кому…??
Так ситуація дуже складна!!!На таких робітниках,які працюють в такому складному регіоні тримається наша держава.Їм потрібно памятники ставити.Вони герої!
Хорошо хоть активность боевых столкновений меньше теперь — есть возможность подлатать немного, подремонтировать).Хотя если активная война возобновится — все раздолбят по новой и вся работа на смарку)
Более 150 км поврежденных участков газопроводов было зафиксировано в городе за весь период ведения боевых действий. Что-то мне подсказывает, что цифра сильно завышена. Ну да, нужно же даже при таких трагичных обстоятельствах иметь почву для откатов.
Хреновая ситуация возобновлять в военных условиях. Не каждый житель Донецка может себе позволить после такого ужаса подключить себе газ. Интересно кто же берет на себя такие расходы по затратам если «тарифы не изменились» ?